Контроль за госзакупками могут ужесточить

По словам председателя Национального антикоррупционного комитета (НАК), члена СПЧ Кирилла Кабанова, для поддержания тенденции снижения уровня коррупции в стране может потребоваться ужесточить контроль над государственными закупками, сообщает ГОСЗАКАЗ.

Также он рассказал, что коррупция в России за последние 20 лет снизилась, а риски злоупотребления были минимизированы. Таким мнением Кабанов поделился с информагентством РИА Новости.

Мы сейчас можем с уверенностью говорить о снижении коррупционных проявлений. Этого удалось достичь за достаточно большой промежуток времени путем изменения управленческих процедур и реализацией норм нового антикоррупционного законодательства» — рассказал он информагентству. Также, по его словам, «с экономической точки зрения в конце 90-х — начале 2000-х коррупционная рента («откаты») практически во всех отраслях составляли 60-70%».

Как отметил Кабанов, на сегодняшний день «риски злоупотреблений минимизированы в большинстве отраслей и могут составлять 3-5%». Чтобы укрепить тенденцию, Кабанов предложил правительству сосредоточиться на уменьшении коррупционных рисков в сфере госзакупок.

Если говорить про период пандемии, то в нем созданы все условия для злоупотреблений не только в России, но и во всем мире. Большинство закупок и бюджетных трат производятся экстренно. Управленческие решения зачастую принимаются без видимой обоснованности с надеждой на отсутствие ответственности. Единственный вариант в этой ситуации — ужесточение контроля и ответственности в сфере государственных закупок и проверка их обоснованности» — отметил глава НАК.

Помимо этого, по его словам, уголовное законодательство в сфере должностных преступлений и хищения бюджетных средств остается достаточно мягким, их «необходимо приравнять по ответственности к измене Родине».

В Уголовном кодексе до сих пор отсутствует раздел «Коррупционные преступления», хотя в КоАП коррупционные правонарушения уже есть» — отметил он.

Также Кабанов указал на то, что формальной и неэффективной остается процедура антикоррупционной экспертизы законодательных и подзаконных актов, хотя по сути своей она является одной из основных антикоррупционных мер. Именно такой инструмент призван не допустить построение коррупционной бизнес-модели, например с целью вымогательства коррупционной ренты за заявленные, но реально невыполнимые административные процедуры.

В общем, если мы говорим о бюджетных тратах, принцип может быть только один: обоснованность и целесообразность каждой закупки, каждого проекта» — подчеркнул Кабанов.