Напомним, что Координационный совет по вопросам частной охранной деятельности при Росгвардии образован Приказом Директора ФСВНГ России от 30 января 2017 г. № 23. Его действующий состав утвержден Приказом Росгвардии от 10 августа 2017 г. № 263.
Открывая заседание, Сергей Анатольевич отметил, что статус мероприятия повышается с каждым годом, среди участников – представители не только ГУЛРРиГК, ГУВО, ГУООП, ГУОО, ДПД, ССБ Росгвардии, но и федеральных органов исполнительной власти — ФСБ России, ФСО России, МВД России, Минфина России, Минпросвещения России, ФАС России, ФНС России, участники от общественных организаций. Поэтому, думается, можно констатировать, заявил С. Лебедев, что значение мероприятия велико как для членов Координационного совета и частной охранной отрасли, так и в целом для формирования и становления новой системы обеспечения общественной безопасности.
На заседании обсуждались вопросы, связанные с основными задачами и результатами деятельности Координационного совета и созданных при нем комиссий, проблемы ценообразования и регулирования трудовой деятельности на рынке охранных услуг на объектах, финансируемых за счет средств государственного и муниципального бюджетов, затрагивалась тема организации обеспечения охраны в общеобразовательных учреждениях, обсуждались профессиональные стандарты в охранной деятельности, а также особенности нормативно-правового регулирования осуществления частной охранной деятельности на объектах топливно-энергетического комплекса и перспективы его совершенствования.
В частности, выступая перед собравшимися, первый заместитель начальника ГУЛРР и ГК Росгвардии, генерал-майор полиции, Анатолий Анатольевич Маликов особо подчеркнул, что существующий на сегодняшний день Координационный совет – самый эффективный из всех, что были созданы за годы существования частной охранной отрасли. Сформирована консолидированная позиция для решения системных вопросов взаимодействия правоохранительных органов с частными охранными структурами, проводится работа по усилению регулирующего воздействия государства, а также законодательного регулирования сферы частной охранной деятельности, приняты конкретные меры организационно-правового характера.
Так, в частности, он напомнил участникам заседания о том, что при Координационном совете по вопросам частной охранной деятельности при Росгвардии созданы три комиссии:
• по вопросам повышения качества охранных услуг, предоставляемых частными охранными организациями;
• по вопросам совершенствования системы профессиональной подготовки работников частных охранных организаций;
• по вопросам совершенствования законодательства, регламентирующего частную охранную деятельность, и кратко доложил о результатах их работы.
А. Маликов также заметил, что проведенный регулятором детальный анализ положения дел в сфере частной охраны показал, что наиболее эффективной формой налаживания эффективного частно-государственного и общественно-государственного партнерства является заключение соглашений о взаимодействии между Координационными советами по вопросам частной охранной деятельности и общественными объединениями охранного сообщества. При этом Анатолий Анатольевич заметил, что Общероссийское отраслевое объединение работодателей является единственным на сегодняшний день общероссийским объединением руководителей частных охранных организаций с соответствующей специальной правоспособностью. Поэтому 25 декабря 2018 года Председатель Координационного совета, заместитель директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации генерал-полковник полиции Лебедев Сергей Анатольевич и Президент ФКЦ РОС Козлов Александр Михайлович такое соглашение подписали. Сейчас идет активная работа по заключению подобных соглашений между КС при территориальных органах Росгвардии и подразделениями ФКЦ РОС.
А. Козлов, в свою очередь, доложил о проблемах в вопросах ценообразовании по госконтрактам на охранные услуги. По словам Александра Михайловича, при имеющейся практике проведения торгов, прежде всего, по 44-ФЗ, на охрану объектов довольно часто заступают организации — демпингеры, которые заведомо уступают по качеству услуг передовикам отрасли, а победителем чаще всего признаётся организация, которая заявила самую низкую цену на свои услуги. Сформированные на основе таких торгов начальные максимальные цены контрактов на следующий период услуг уже не выдерживают никакой критики. Достаточно сказать, отметил руководитель ФКЦ РОС, что зачастую начальные максимальные цены контрактов не позволяют даже заплатить охранникам заработную плату в размере минимального размера оплаты труда. В некоторых регионах количество конкурсов на закупку охранных услуг с заведомо преступными ценами доходит до 80%.
При начальных максимальных ценах контрактов не позволяющих выплачивать МРОТ, заявил А. Козлов, можно смело говорить о том, что государство фактически занимается скупкой краденого и само провоцирует нарушение закона. Выход из создавшегося порочного круга, по мнению выступающего, в одном — постановлением Правительства России установить, что при закупке услуг постовой охраны применяется затратный метод формирования начальной максимальной цены контракта.
Александр Михайлович доложил, что работа по данному вопросу проводится на самых разных уровнях, в том числе, на уровне Госдумы РФ, Общественной палаты РФ, ТПП РФ, а Координационный совет на сегодняшний день является одной из самых эффективных площадок борьбы с недобросовестными участниками рынка охранных услуг, а значит и для повышения качества охраны государственных и муниципальных объектов.
Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Жанна Садовникова представила доклад об организации обеспечения охраны в общеобразовательных учреждениях, отметив, что в данной области проблема существует, о чем свидетельствует растущая динамика потенциально опасных ситуаций в образовательных организациях. Жанна Витальевна рассказала о существующих формах и методах работы по обеспечению комплексной безопасности объектов образования и развитии межведомственного взаимодействия в этой области, а также отметила, что в данной сфере помощь Росгвардии «действительно неоценима».
Читателю известно, что в последнее время в охранной отрасли также активно обсуждается внедрение профессиональных стандартов. К этому вопросу в своем выступлении обстоятельно подошел Вице-президент Ассоциации военно-охранных компаний Николай Мартыненко.
Всеобъемлющий и конструктивный доклад представил заместитель начальника ГУЛРРиГК Росгвардии генерал-майор полиции Эдуард Горячев. Он предложил реализовать единый подход к обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса во всех отраслях сферы ТЭК, добиться однозначного толкования законодательства Российской Федерации, а также исключить возникновение судебных споров среди участников рассматриваемой сферы правоотношений.
По словам Эдуарда Константиновича, сегодня из 6740 объектов ТЭК, которым в соответствии с Федеральным законом N 256-ФЗ присвоена категория опасности и включенных в реестр объектов ТЭК Минэнерго России, чуть более 1200 (1248) объектов выведено из сферы частной охранной деятельности. Он отметил, что многолетняя практика правоприменения пункта 21 постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности», с учетом динамично меняющегося законодательства, вызвала потребность его корректировки, в том числе, выявленную в ходе судебного рассмотрения дела о его соответствии актам более высокой юридической силы.
Напомним, что в соответствии с пунктом 21 названного Перечня, частная охранная деятельность не распространяется на объекты ТЭК, отнесенные к опасным производственным объектам, а именно объекты электроэнергетики (гидроэлектростанции, государственные районные электростанции, тепловые электростанции, гидроаккумулирующие электростанции, электрические подстанции, геотермальные станции, объекты передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии), нефтяной и нефтехимической промышленности, газовой и газохимической промышленности. При этом необходимо учитывать, что такой запрет не распространяется на объекты, эксплуатируемые стратегическими предприятиями, акционерными обществами и их дочерними обществами, а также предназначенные для добычи, переработки, транспортирования, хранения продукции, поставляемой по государственному контракту, то есть для государственных нужд.
Эдуард Константинович подчеркнул, что в условиях сохраняющейся террористической угрозы, предоставление частным охранным организациям права осуществлять охрану объектов ТЭК высокой и средней категорий опасности, значительная часть из которых, в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», отнесена к критически важным объектам, существенным образом повлияет на уровень их безопасности и антитеррористической защищенности и, как следствие, на состояние энергетической безопасности Российской Федерации в целом. В ближайшее время Гардинфо разместит доклад Э. Горячева в полном объеме.
С обращением к участникам заседания выступил депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Анатолий Выборный. Анатолий Борисович подчеркнул, что в настоящее время регулятор частной охранной отрасли занял действительно «проактивную позицию», и также отметил, что действующий Корсовет – «лучший с момента принятия базового закона «О частной детективной и охранной деятельности», и что за всю историю существования частной охранной отрасли, её проблемы никогда не решались так тщательно. Также Анатолий Борисович упомянул и проект закона «О частной охранной деятельности», разработанный НИЦ «Безопасность» и отметил, что принятие этих законодательных актов позволит вывести как саму частную охранную отрасль, так и систему управления последней на качественно новый уровень.
Подводя итоги заседания, заместитель Директора Росгвардии генерал-полковник Сергей Лебедев, в частности, отметил системность и планомерность работы Координационного совета, подчеркнул важность подобного рода событий и призвал регулятора и частную охранную отрасль не противопоставлять себя друг другу, а совместными усилиями решать поставленные перед ними масштабные задачи. Сергей Анатольевич повторил, что руководство Росгвардии открыто к сотрудничеству и практическому взаимодействию и ожидает осуществления полноценной обратной связи.
Заместитель главнокомандующего войсками национальной гвардии также дал указание профильным заместителям командующих округами войск национальной гвардии Российской Федерации организовать работу в подчиненных территориальных органах по созданию при региональных советах комиссий по повышению качества охранных услуг, а также продолжить активное взаимодействие с представителями охранного сообщества и заинтересованных органов государственной власти.
По результатам заседания будут сформированы предложения по совершенствованию координации и регламентации взаимодействия Росгвардией с заинтересованными органами государственной и исполнительной власти и общественными организациями в ходе планирования и осуществления своей деятельности, в том числе, при проведении совместных проверок, а также обмена информационными ресурсами и представления единой отчетности о полученных результатах, и, как следствие, определен приоритетный вектор работы.
Дарья Подчезерцева, Дмитрий Кузьмин, специально для ГардИнфо