Активисты Каштака решали, каким быть жилищно-коммунальному комплексу завтра
Стратегию развития жилищно-коммунального хозяйства Томской области до 2025 года обсудили члены Координационного совета по взаимодействию с управляющими компаниями Каштака. Председатель совета, депутат Думы города Томска, генеральный директор ГПБ «Айсберг» Игорь Морозов организовал встречу актива с разработчиками документа – начальником областного департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Юрием Баевым и экспертами ТГАСУ.
Вектор развития
Зал заседаний администрации Ленинского района, ставший привычным местом совещаний членов координационного совета, на этот раз не смог вместить всех желающих. Поэтому мероприятие прошло на Каштаке, в актовом зале 30-й школы.
«Мы собрались, чтобы обсудить очень важный вопрос – проект стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Томской области до 2025 года, – поприветствовал участников координационного совещания Игорь Морозов. – Прежде в нашем регионе такого документа не существовало. Скорее всего, в нем вы не найдете ответов на «житейские» вопросы – что делать с той или иной управляющей компанией в какой-то конфликтной ситуации. Стратегия – это основа для принятия нормативных актов, это механизм регулирования отрасли, вектор ее перспективного развития».
«Раньше в Томской области существовала концепция ЖКХ, на основании которой жилищно-коммунальный комплекс хаотично развивался», – не скрывает глава областного департамента Юрий Баев. Представленный членам координационного совета Каштака документ уже вскоре финиширует в Законодательной Думе Томской области. Пока же он прошел ряд обсуждений, в том числе, в рамках экспертного совета при заместителе губернатора по строительному комплексу и инфраструктуре. Теперь, вслед за экспертным сообществом, внести коррективы в стратегию может и неравнодушная общественность.
Пассивность – проблема №1
Разработчики стратегии – представители Томского государственного архитектурно-строительного университета – основательно подготовились к встрече с общественностью Каштака, которую организовал Игорь Морозов. Основательную презентацию профессора ТГАСУ Николая Минаева дополняли слайды и комментарии экспертов.
Итак, первое, что сделали специалисты, – разложили текущее состояние отрасли на проблемы.
В жилищном хозяйстве (в содержании жилого фонда) они выделили слабо развитый уровень конкуренции на рынке, отсутствие «жилищного просвещения» среди населения, низкий уровень инвестиций в ЖКХ, плохое техническое состояние фондов, низкую обеспеченность аттестованными кадрами (всего 12% персонала имеет базовое образование), недостаточное развитие энергосбережения и энергоэффективности.
В коммунальном комплексе (в производстве и поставке потребителям энергетических и коммунальных ресурсов) специалисты указали на несоответствие размеров тарифов затратам на производство коммунальных услуг, неразвитость механизмов государственно-частного партнерства, высокую степень износа генерирующих производств и сетевого хозяйства, низкую степень автоматизации технологических процессов, отсутствие муниципальных программ развития коммунального хозяйства.
Но главной проблемой сегодняшнего состояния ЖКХ эксперты считают пассивность населения, неготовность большинства томичей участвовать в управлении своим домом. Ну а пока собственники не желают диктовать управляющим компаниям свои условия, свои условия собственникам будут диктовать управляющие компании.
Реализация – за каждым из нас
Координационный совет по взаимодействию с управляющими компаниями Каштака – организация, объединяющая актив микрорайона. Это не консультативный орган при правительстве и администрации, вопросы у его членов «приземленные», наболевшие. Поэтому разработчикам программы пришлось пояснять нюансы документа, касающиеся ежедневной работы на уровне «собственник – управляющая компания».
В частности, был задан вопрос о том, как может стратегия заставить обслуживающие организации предъявлять документы о проделанной на доме работе. Актам выполненных работ собственники уже не верят. Выяснилось, что документ предполагает трехсторонний контроль на уровне государственного жилищного надзора, муниципального и общественного контроля. Это соотносится с одним из указов президента России, где говорится о необходимости всестороннего контроля деятельности УК.
Как разработать нормативный акт, который позволит жильцам дома проверять финансовые документы управляющей компании? Какой объем инвестиций требуется отрасли в сегодняшних условиях? Сколько домов нуждается в капитальном ремонте? Кто будет отвечать за реализацию стратегии и с кого можно будет спросить результат? Эти и другие вопросы люди задавали с особым интересом.
«А как вы сами думаете – нужна нам эта стратегия? – Задал ответный вопрос профессор Николай Минаев. – Главное, чего мы хотим добиться, это развития рынка жилищно-коммунальных услуг. Будет рынок – будет возможность выбирать между разными управляющими компаниями».
«Вы хоть раз видели рекламу управляющей компании, которая хочет, чтобы мы взяли ее на работу? – Поддержал коллегу заведующий лабораторией экономико-правовых исследований ТГАСУ Чингис Цыренжапов. – Отсутствие рекламы означает, что конкуренции на рынке действительно нет, и управляющим компании все равно, что мы от них хотим, они не ориентированы на клиентов, потому что мы продолжаем нести им свои деньги».
«Мы обсудили с вами будущее отрасли, которая касается каждого из нас, – подвел итоги встречи городской депутат Игорь Морозов. – И реализовывать стратегию развития ЖКХ предстоит всем нам сообща. Если будет пассивность в управлении многоквартирными домами, игнорирование нормативных актов, наплевательское отношение к общему имуществу, воровство – тогда результата не будет. Результат возможен только там, где есть люди с активной жизненной позицией».