С жалобой в ВС обратилась автомобилистка Екатерина Пшеничная, о чем “Ъ” рассказывал 23 октября. При замене водительских прав она принесла в ГИБДД кассовый чек и платежное поручение, подтверждающее уплату госпошлины (2 тыс. руб.). Однако госпожа Пшеничная получила отказ: инспектор не смог найти в государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП Федерального казначейства) информацию о проведенном платеже. Госуслугу приостановили, причем сотрудник в данном случае действовал строго по правилам, описанным в п. 24 регламента по проведению экзаменов и выдачи прав (приказ МВД №995). Впоследствии данные об уплате появились, но из-за задержки в предоставлении госуслуги Екатерина Пшеничная обратилась в ВС с требованием признать незаконным п. 24 приказа МВД. По ее мнению, нужно закрепить специальный порядок проверки уплаты госпошлины, как того требует закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Представители Минюста (соответчики; ведомство зарегистрировало упомянутый приказ), следует из решения ВС по делу (есть у “Ъ”), признали, что регламент МВД не соответствует Налоговому кодексу. Там говорится, что факт уплаты госпошлины подтверждается не только информацией из ГИС ГМП, но и платежным поручением с отметкой банка (в случае уплаты в безналичной форме) либо квитанцией «установленной формы». Представители МВД с этим согласились.
Представитель Генпрокуратуры в ВС Лариса Степанова предложила удовлетворить исковое заявление Екатерины Пшеничной частично. Судья ВС Алла Назарова эту идею поддержала, указав на то, что Налоговый кодекс имеет большую юридическую силу, нежели административный регламент МВД. Противоречий с законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» ВС не нашел, выводы госпожи Пшеничной «основаны на неправильном толковании норм материального права», сказано в решении.
C момента вступления в силу решения ВС (у сторон есть месяц на обжалование) в законную силу п. 24 регламента МВД не действует. Де-юре вынесенное решение не обязывает МВД срочно вносить изменения в приказ, пояснил “Ъ” президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, но, по данным “Ъ”, в Госавтоинспекции все же планируют это сделать.
Напомним, система ГИС ГСМ была создана в 2010 году: с ее помощью ведется учет всех платежей, поступающих от граждан и организаций в госбюджет. В 2013 году выявились массовые проблемы, связанные с этой системой: десятки тысяч законопослушных граждан (“Ъ” сообщал об этом), оплативших долги по линии ГИБДД, оказались неплательщиками штрафов, поскольку необходимые данные не были корректно переданы от кредитных учреждений (банков) в казначейство. Позже в Федеральном казначействе утверждали, что все проблемы были решены: сейчас, по данным ведомства, 486 кредитных организаций передают данные в ГИС ГМП, 15 — не передают.
Верховный суд «с завидным постоянством» становится на сторону граждан, отмечает председатель исполнительного комитета Российского союза налогоплательщиков, член Общественной палаты РФ Артем Кирьянов. «Но формат документов на бумажных носителях все-таки уходит в прошлое,— отмечает он.— Уже сейчас органы власти в 95% случаев могут через электронные системы проверять документы, не только госпошлину». Вчера, например, Госдума приняла в первом чтении законопроект о переводе в электронный вид (на площадку сайта госуслуг) общения граждан и судебных приставов. «Можно по-прежнему ориентироваться на бумажный документооборот и проверять квитанции в ручном режиме,— продолжает господин Кирьянов.— Либо, чтобы минимизировать такую практику, внести поправки в Налоговый кодекс. Для повышения эффективности работы государства цифровизация очень важна, не стоит ее искусственно сдерживать».