Новые правила техосмотра с 1 марта 2021: где пройти, цены и штрафы

Новые правила проведения техосмотра (ТО) вступают в силу с 1 марта – обязательным становится фотофиксация и указание координат станции; готовы ли к работе по новым правилам операторы в Томской области, сколько стоит эта услуга и чем чревато нарушение правил – в материале РИА Томск.

Как сообщали “Известия”, постановление о новых правилах проведения ТО автомобилей подписал председатель правительства Михаил Мишустин в сентябре 2020 года. С 1 марта будут аннулироваться диагностические карты техосмотра автомобилей, если выяснится, что осмотр не проводили или машина не соответствует обязательным требованиям безопасности.

Повысить ответственность

Как сообщается на официальном сайте Российского союза автостраховщиков (РСА), с 1 марта 2021 года прохождение технического осмотра будет сопровождаться фотофиксацией при заезде и выезде автомобиля из технического сервиса.

Фотографии,координаты места проведения ТО, время начала и окончания осмотра автомобиля вместе со сведениями технического диагностирования будут заноситься в электронную базу данных (ЕАИС ТО), которую ведет МВД.

Диагностические карты будут загружаться в единую автоматизированную информационную систему техосмотра

“Кроме того, диагностическая карта будет электронной и будет подписываться усиленной квалифицированной электронной подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование транспортного средства. На бумажном носителе диагностическую карту водитель автомобиля может получить по запросу, но нужна она только для выезда за границу РФ”, – говорится на сайте РСА.

При этом диагностическая карта может быть аннулирована, если будет установлено, что технический осмотр в отношении транспортного средства не проводился. Либо если диагностика поводилась с нарушениями.

Как разъясняется на сайте, для водителей, не прошедших техосмотр вовремя, установлен штраф – 2 тысячи рублей (для физлиц), но применять его начнут с 1 марта 2022 года.

“Надеемся, что эта мера повысит ответственность автовладельцев. <…> Сейчас штрафы за отсутствие техосмотра на владельцев легковых автомобилей не распространяются. При этом доля автомобилей старше 10 лет составляет более 50%, и такие автомобили могут представлять реальную опасность для других автовладельцев и
пешеходов”, – приводятся на сайте слова заместителя исполнительного директора РСА Сергея Ефремова.

В диагностической карте станут обязательными фото автомобиля на СТО и координаты станции

По данным федеральных СМИ, операторам, которые будут выдавать диагностические карты водителям без проведения техосмотра, грозит административная ответственность.

Нет записи в системе – нет полиса ОСАГО

Как сообщил РИА Томск председатель совета директоров “Коместра-Томь” Вадим Чмух, менеджеры страховой компании, зайдя в автоматизированную информационную систему техосмотра, смогут убедиться в прохождении ТО, и только на основании этого будет выписываться полис ОСАГО.

Собеседник агентства затруднился с оценкой необходимости этих изменений: “Оценить это сложно, так как, во-первых, сегодня нет информации, сколько автомобилей попали в ДТП из-за технической неисправности. Во-вторых, мы понимаем, что сегодня автомобиль прошел ТО, а завтра у него разбилась фара или лобовое стекло, и, если водитель продолжит эксплуатировать автомобиль, то в итоге может случиться авария”.

Он также уточнил, что не исключен еще один перенос сроков вступления в силу данных правил. С такой инициативой вышел куратор проекта – РСА, мотивируя это тем, что организации не готовы к таким изменениям.

“РСА просит объявить мораторий на вступление закона в силу на срок от шести до 12 месяцев. Связано это с неготовностью станций техосмотра. Цена техосмотра низкая 300-600 рублей в зависимости от регионов, а оборудование очень дорогое, станциям просто невыгодно участвовать в этом, потом им нужно получить аккредитацию РСА”, – пояснил Чмух.

С собой на техосмотр нужно взять паспорт/водительское, свидетельство о регистрации или ПТС

По кому “ударят” новые правила

Станция технического осмотра на улице Ракетной – одна из старейших в Томске, когда-то на ТО здесь стояли очереди из автомобилей. Сегодня все свободно. К полудню техосмотр прошли всего пять автомобилей. Если раньше на станции работали 12 экспертов, сейчас всего один.

Так немноголюдно здесь уже несколько лет, с тех пор, как у автовладельцев появилась альтернатива – получать диагностическую карту, не выезжая из дома, онлайн либо непосредственно в страховой компании. Многих водителей такой порядок устроил.

Показательно, что если в 2011 году здесь за год прошли ТО 26 тысяч авто, то за прошлый год – всего 599. Еще около тысячи автовладельцев, не пройдя осмотр с первого раза, на повторную диагностику не вернулись.

“По статистике, у нас в регионе в 2019 году 284 тысячи автомобилей прошли техосмотр, из них на пунктах ТО – 15 тысяч. Остальные, видимо, где-то купили диагностическую карту. То есть минимум 80% автовладельцев покупают техосмотр. Этих 269 тысяч автомобилистов с 1 марта ожидают изменения. Сейчас много переоборудованных автомобилей на газ и много незаконно установленных двигателей, они не смогут пройти ТО”, – говорит замдиректора станции Максим Сухушин.

По его словам, новые правила позволят усилить борьбу с нелегальным выпуском диагностических карт.

“У нас в стране просел рынок технического обслуживания авто, просел рынок продажи запчастей. Этот рынок поднимется, занятость людей повысится. Я уверен, что в итоге повысится безопасность на дорогах, потому что люди перестанут без тормозов ездить”, – поделился в свою очередь мнением директор станции Борис Сухушин.

Он отметил, что те люди, кто все эти годы продолжал регулярно и добросовестно проходить техосмотр, а также те, кто следит за состоянием своего автомобиля, изменений и не заметят. Разве что диагностическая карта о прохождении осмотра теперь будет не в бумажном, а в электронном виде.

Красиво – не всегда безопасно

“С 2012 года появилось большое количество автовладельцев, кто в принципе не знает, что такое техосмотр. Например, на днях приехала молодая пара, оплатила ТО. Оказалось, что на автомобиле затонированы задние фонари – это является нарушением. Они начали скандалить, называть меня мошенником, угрожали антирекламой в соцсетях, требовали вернуть деньги и в итоге уехали”, – рассказал технический эксперт с 20-летним стажем Николай Атаманенко.

Он отметил, что в случае с тонированными стоп-сигналами транспортное средство в темное время суток или в условиях затрудненной видимости становится просто невидимым.

“Вчера вечером я сам едва не попал в аварию, выезжая с второстепенной дороги на главную, из-за того, что у автомобиля (ехавшего по главной) установлены рядом две противотуманные фары. По регламенту они должны быть разведены по краям, а когда они рядом, кажется, что машина еще далеко. Я посмотрел в заднее зеркало, увидел, что машина на расстоянии и выехал, оказалось, что она в двух метрах от меня”, – рассказал эксперт.

Подобного, по его словам, на дорогах Томска много: “Еще пример, человек переходит пешеходный переход, его сбивает автомобиль без бампера, человек получает тяжелейшие травмы. Но если у машины бампер присутствует, то при столкновении с человеком бампер (выполненный из мягкого пластика) деформируется и пешеход максимум падает на капот”.

Эксперт: “Водители, устанавливая новую оптику или тюнингуя автомобиль, порой не задумываются о последствиях”

Тариф не рыночный

“Узкое место”, считает руководитель станции, – в тарифе, согласно которому техосмотр стоит столько же, что и 10 лет назад – 540 рублей.

“Из чего складывается цена данной услуги: зарплата эксперта, отпускные, оплата работы технички, дворника, электрика, системного администратора, охрана, теплоснабжение и электроснабжение, поверка оборудования и других расходов.
Сегодня за поверку мы заплатили почти 40 тысяч рублей, а это нужно делать ежегодно”, – рассказал Борис Сухушин.

Предприниматель отмечает, что сейчас оказывать эту услугу экономически невыгодно. Причем, в Томской области еще не самый низкий тариф – есть регионы, где техосмотр стоит еще дешевле – 300 рублей.

“Продукты выросли в цене, электроэнергия тоже выросла. Мы же не покупаем хлеб и бензин по ценам десятилетней давности. За 20 тысяч рублей эксперт не будет работать, сейчас я доплачиваю ему за счет других направлений бизнеса, но это неправильно. Рынок будет, если будет рыночная экономика, а если цены будут на уровне 2011 года, то какая же это рыночная экономика”, – уточнил собеседник.

Он выразил надежду, что тарифы будут пересмотрены. По его словам, на сегодняшний день в регионе зарегистрированы 42 станции технического осмотра, но готовы ли они работать с 1 марта по новым правилам, информации нет.