Банки могут обязать проверять клиентов по номеру телефона
Обязанность, а не право
В правительстве хотят обязать банки верифицировать паспортные данные клиентов, на них ли оформлен номер телефона, как часто они им пользуются, а также менял ли гражданин мобильное устройство. Идентификация будет проводиться с использованием единой информационной системы проверки сведений об абоненте (ЕИС). Ранее такую опцию планировалось ввести по желанию кредитных организаций. За создание системы заплатят банки, а не операторы связи, как предполагалось прежде. Соответствующие предложения кабмина поступили в комитет по финрынку, рассказал «Известиям» Анатолий Аксаков.
— Поправки правительства, скорее всего, будут поддержаны комитетом. Некоторые предложения требуют дискуссии. Банки, неактивно работающие с гражданами, не видят смысла для участия в такой проверке. Не все кредитные организации готовы тратиться на эту систему, — сказал «Известиям» Анатолий Аксаков.
По его словам, одно из предложений касается того, чтобы ЕИС не собирала у себя общую базу данных номеров телефонов, а стала связующим звеном между кредитными организациям и операторами связи. Также система будет знать, кому из сотовых провайдеров перенаправить запрос, если гражданин сменил оператора.
Банки неоднозначно относятся к инициативе. Идея правильная, но ее успех будет зависеть от актуальности и корректности персональных данных, которые хранятся у операторов, считает член правления Почта Банка Павел Тулубьев. По его словам, большая часть абонентской базы провайдеров не имеет обновленных паспортных сведений граждан, зачастую встречаются несовпадения информации о фактическом пользователе SIM-карты и владельце номера.
Всё равно против
Внедрение системы повлечет дополнительные расходы, но качество данных о клиентах при этом улучшится, а значит потенциально снизятся риски невозврата кредитов и мошенничества, считает директор департамента розничных продуктов СМП Банка Алёна Тузова. Использование ЕИС будет сопровождаться появлением проблем у добропорядочных граждан, утверждает руководитель управления кредитных рисков розничного сегмента Райффайзенбанка Алексей Крамарский. Например, когда номер, оформленный на одного члена семьи, используется другим.
Операторы сотовой связи выступают против создания ЕИС даже за счет банков, об этом рассказали «Известиям» в «Билайн» и Tele2. «Мегафон» поддерживает цель законопроекта — борьбу с мошенничеством, однако предложенные механизмы не решают задачу напрямую, сообщили в его пресс-службе. Расходы на реализацию требований закона могут составить десятки миллионов рублей, оценили в МТС.
В ЦБ и Минкомсвязи не ответили на вопросы «Известий» о предложении правительства сделать проверку обязательной для банков. В ФГУП ЦНИИС, которое станет оператором ЕИС, «Известиям» сообщили, что паспортные данные россиян от банков будут поступать им в зашифрованном виде. Ответ организации на запрос будет односложным — «да» (ФИО, серия и номер удостоверения личности соответствуют тем, на который оформлен номер телефона) или «нет» (не соответствует). Если кредитная организация отправит в ЦНИИС не те паспортные данные, то корректные оператор ЕИС ей давать не будет.
Зачем проверять
Черный рынок полон предложений по оптовой покупке SIM-карт. «Известия» изучили один из подобных сайтов. Например, до 50 карточек «Мегафона» и Tele2 можно купить от 30 рублей за штуку. То же количество номеров «Билайна» и МТС продаются по 40 рублей. При таком способе покупки никакие документы не нужны. Доставить номера могут любым удобным способом. За девять месяцев 2019 года Роскомнадзор пресек продажу 98,1 тыс. таких симок, а за весь прошлый год — 83,7 тыс., следует из данных на сайте ведомства, которые проанализировали «Известия».
Если человек долгое время (у каждого оператора оно разное) не пользуется SIM-картой, сотовый оператор продает его новым клиентам. В довесок к номеру телефона клиент может получить головную боль от навязчивых звонков коллекторов или каких-то обманутых прежним владельцем телефона граждан.
Каждая десятая продающаяся SIM-карта оформляется на подложные документы, а если оценивать всю базу номеров операторов, то это порядка 15%, пояснил «Известиям» ведущий аналитик Mobile RG Эльдар Муртазин. По его словам, создание ЕИС позволит частично преломить ситуацию, но только комплексный подход к контролю продажи карт приведtт к решению проблемы. Например, внедрение виртуальных симок устраняет возможность массово подделывать контракты, считает он.