21 августа на площадке Московской торгово-промышленной палаты прошло представление закупочных процедур в рамках проекта «Биржа торгов», организатором которого является департамент города Москвы по конкурентной политики при участии столичных заказчиков.
По словам представителя Департамента Татьяны Семеновой, такие мероприятия проводятся на регулярной основе, и на них приглашаются заказчики, планирующие проводить торгово-закупочные процедуры с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) от 100 миллионов рублей. Несомненным плюсом мероприятия является то, что находящиеся в зале представители бизнеса, эксперты, иные заинтересованные лица могут напрямую задать вопрос заказчикам, высказать свои предложения и замечания.
«Всё это будет услышано и, по возможности, учтено. Мы заинтересованы в расширении пула добросовестных поставщиков», — заверила собравшихся Татьяна Евгеньевна.
В рамках процедуры потенциальным поставщикам был представлен ряд закупок товаров и услуг, в том числе две закупки охранных услуг.
Открытый конкурс в электронной форме на «Оказание услуг по охране помещений ГБУ «Миграционный центр» с НМЦК, равной 352,366 млн. руб., собравшимся представил заместитель начальника контрактной службы ГБУ Миграционный центр Дмитрий Березницкий.
Миграционный центр занимается оказанием услуг иностранным гражданам, которые получают, либо переоформляют патент, подтверждающий право на работу в городе Москве. На сегодняшний день пропускная способность Центра составляет до 7 500 человек в день. Общая площадь – около 70 000 квадратных метров. Для прохода граждан на территорию оборудованы 15 контрольно-пропускных пунктов и 5 КПП для въезда/выезда автотранспорта.
«Всё это требует наличия квалифицированной охраны», — подчеркнул Дмитрий Игоревич.
Согласно представленной документации, охранное предприятие, претендующее на охрану Миграционного центра в течение 2020-2021 годов, должно быть способно выставить 110 круглосуточных постов охраны (в т.ч. 15 групп быстрого реагирования), 5 кинологических постов (2 сторожевые собаки и 3 собаки для поиска взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов), обеспечить объект обязательными для мест с массовым пребыванием граждан техническими средствами охраны.
В рамках обсуждения закупки, приглашенный в качестве эксперта Президент Общероссийского отраслевого объединения работодателей «Федеральный координационный центр руководителей охранных структур», член Общественной палаты Российской Федерации Александр Михайлович Козлов поделился с собравшимися своим видением основных проблем, возникающих при закупках охранных услуг.
По убеждению Александра Михайловича, «самая большая проблема при закупке охранных услуг в Москве, — это несоответствие НМЦК условиям, на которых работают охранные организации».
Цены, предлагаемые заказчиком, не позволяет московским охранным организациям выплачивать своим работникам заработную плату даже в размере МРОТ. Это приводит к тому, что крупные охранные организации, обладающие серьезными материально-техническими и кадровыми ресурсами, на подобные торги выйти просто не могут.
Александр Михайлович особо подчеркнул важность тщательной проверки документации, предоставляемой участниками торгов, особенно проводимых в электронный форме. Случаи фальсификации предоставляемых в составе конкурсной документации сведений, по словам Александра Козлова, встречаются достаточно часто.
Президент ФКЦ РОС твердо убежден, что если проверить наличие автотранспорта для групп быстрого реагирования не всегда возможно, то сверить количество персонала организации по учетам Росгвардии и Федеральной налоговой службы – задача, решаемая без приложения значительных усилий.
Комментируя выступление Александра Козлова, представитель департамента города Москвы по конкурентной политике Наталья Карпова отметила, что сотрудники Департамента направляют в соответствующие контролирующие органы запросы о наличии и численности сотрудников в организации.
Наталья Анатольевна не преминула заметить, что даже, если ответ на запрос, подтверждающий факт подачи недостоверной информации, придет после завершения торгов, заказчик вправе расторгнуть контракт на любом этапе. Однако, к сожалению, никто из присутствовавших на мероприятии представителей охранных организаций таких случаев припомнить не смог.
Представленная документация также вызвала у представителей охранного сообщества ряд вопросов относительно правильности расчетов стоимости суточных постов и групп быстрого реагирования, оплаты труда работников ЧОО в ночное время, выходные и праздничные дни.
Отвечая на заданные вопросы, Наталья Карпова пояснила, что каждый заказчик при формировании НМЦК проходит экспертизу в независимой экспертной организации. Независимая экспертная организация осуществляет подобные проверки исходя из цены предыдущих контрактов. В дополнение к этому в Москве разработан норматив на определенные объекты закупок, в том числе и на охранные услуги. Но данный норматив в Москве, в силу каких-то причин, ниже, чем в остальных субъектах федерации и заказчик самостоятельно его увеличить не может.
Наталья Анатольевна выразила надежду, что «цена будет пересмотрена и будет увеличена, чтобы услуги по охране стали более качественными».
Александр Козлов, в свою очередь, отметил необходимость использования при формировании НМЦК не только метода сопоставимых рыночных цен, но и затратного метода, который успешно применяется ФГУП «Охрана», работающего по цене не ниже 200 тысяч рублей за суточный пост, при сопоставимых с частными охранными организациями затратах.
Александр Михайлович выразил искренне недоумение практикой, когда в Москве повышается минимальный уровень оплаты труда, а расценки на услуги остаются на прежнем уровне. По его мнению, именно из-за этого только в 2017 году количество охранных предприятий, зарегистрированных в Москве, сократилось на 10%. ЧОО меняют юридические адреса на подмосковные только чтобы платить пониженный (по сравнению с Москвой) МРОТ. Налоги, соответственно, тоже уходят в бюджет Московской области. Кому это выгодно – совершенно непонятно.
В рамках прошедшего мероприятия были также представлены две закупки ГУП «Мосгортранс» на право оказания охранных услуг.
Один лот предполагает охрану объектов филиалов учреждения 60 постами (в пересчете на суточные), второй предусматривает охрану конечных станций и отстойно-разворотных площадок 80 постами. Начальная максимальная цена контракта составляет для первого лота 262 миллиона рублей, для второго — 351 миллион рублей. Срок оказания услуг в обоих случаях – 3 года.
Представленная документация была воспринята собравшимися менее эмоционально, в связи с тем, что, по словам начальника отдела методического обеспечения закупочных процедур филиала Служба транспортной безопасности ГУП «Мосгортранс» Андрея Меркурьева, организаторами торгов была полностью переработана система оценки участников, а цена контракта, рассчитана по тарифному методу. Кроме того, стоимость охраны по годам рассчитана с учетом ежегодного повышающего коэффициента.
Завершая обсуждение закупок охранных услуг, Татьяна Семенова выразила уверенность, что представители охранного сообщества и впредь будут принимать участие в подобных мероприятиях, так как, по ее мнению, «это необходимо и бизнесу, и власти».
На что Президент ФКЦ РОС Александр Козлов ответил, что это не просто необходимо, а жизненно необходимо. Со слов Александра Михайловича, по учетам Росгвардии числится 600 тысяч охранников, а пару лет назад их было 720 тысяч. А по факту, как было полтора миллиона, так и осталось, просто остальные ушли в «тень» и стали скрыты от налогообложения. Понятно, что при сохранении такой тенденции, наша отрасль по официальной статистике, скоро исчезнет.
Поэтому «приведение закупочных цен в соответствие для нас – вопрос жизни и смерти», — резюмировал Александр Михайлович.
Дмитрий Кузьмин,
специально для «ГардИнфо»