ЧС в прямом эфире

Городские депутаты участвуют в формировании системы оповещения о чрезвычайных ситуациях

Недавно состоялось совещание рабочей группы, которая должна сформировать предложения по совершенствованию системы оповещения населения при возникновении ЧС. Разговор вновь зашел о возможности комплексного использования всех технических средств и стоимости этих проектов. Главный итог совещания – построение системы оповещения может обойтись муниципальному бюджету значительно дешевле 500 млн. рублей, о которых было заявлено первоначально.

SMS в помощь

Напомним, летом текущего года после стихийного бедствия в Краснодарском крае на жизнеспособность была проверена томская система оповещения. Тестирование эта система не прошла: некоторые громкоговорители не сработали, некоторых, как выяснилось, уже нет. Но главный вывод, который сделали специалисты, – даже там, где элементы системы с задачей справились, и люди услышали сигналы тревоги, эта информация все равно ни к чему не привела, потому что, как вести себя в условиях ЧС, никто не знает.

Первое заседание комиссии по общественной безопасности Думы города Томска, посвященное анализу ситуации, не стало обнадеживающим. Выяснилось, что городская система оповещения является частью региональной, а потому влияния на нее у муниципалитета нет. Строительство же собственной системы будет стоить бюджету 500 млн. рублей. Чтобы найти компромисс в этом вопросе, и была создана специальная рабочая группа, куда вошли городские депутаты, представители органов ГО и ЧС, руководители оперативных служб муниципалитета, эксперты в области радиоэлектроники.

У депутата Думы города Томска Тимура Хисматуллина обсуждение этого вопроса вызвало целый ряд вопросов встречных. Во-первых, почему система оповещения учитывает только возможности перехвата радио и телевизионного эфиров, использования уличных громкоговорителей? В то время как sms-рассылкам не придается большого значения. Во-вторых, депутату кажется странным и то, что система не предполагает построения алгоритма действий: как вести себя населению, где получить необходимый набор средств индивидуальной защиты?

Согласился с коллегой и депутат Олег Ковалев, который рассказал, что люди до сих пор не знают, что делать в случае ЧС: прятаться в подвале, искать бомбоубежище или сохранять спокойствие.

Председатель думской комиссии по общественной безопасности Игорь Морозов также считает, что в вопросе информационного обеспечения населения у нас серьезный провал. «Он образовался с распадом СССР», – комментирует депутат.

«Человек не должен думать, что ему делать в случае ЧС, он должен получить сигнал к действию, – пояснил директор Оперативно-дежурной службы города Томска Николай Савотин. – Сирена и речевое воспроизведение должны помочь человеку сориентироваться. SMS-оповещение – инструмент, конечно, замечательный, но он имеет ограниченный ресурс. Сотовая связь не может справиться с таким объемом сообщений, и мы не знаем, когда они дойдут до людей. К тому же операторы мобильной связи – это федеральные компании, и решить с ними вопрос на муниципальном уровне, вероятно, будет сложно».

Инициатива снизу

Первые же минуты совещания рабочей группы выявили новые проблемы – уже в вопросах не столько оповещения о чрезвычайных ситуациях, сколько о минимизации последствий ЧС. Где взять средства индивидуальной защиты, те же противогазы или аптечки?

Как пояснил Николай Савотин, для неработающего населения, то есть примерно 300 тыс. человек, эти средства хранятся на специальном складе. А заместитель начальника ГУ МЧС России по Томской области Михаил Бегун добавил, что ежегодно выделяются деньги на обновление этих средств – по 4 млн. рублей. Но это – защита для неработающего населения, об остальных же гражданах должны позаботиться работодатели, по крайней мере, к этому обязывает действующее законодательство.

«Это требование в большинстве случаев не выполняется потому, что надзору уделяется не большое внимание, – считает Михаил Бегун. – В то же время на каждом предприятии должен быть сотрудник, уполномоченный по вопросам ГО и ЧС. И законодательство даже определяет численность этих уполномоченных на количество всего коллектива».

Однако городские депутаты считают, что работу по защите населения ЧС стоит не насаждать «сверху», а развивать инициативы самих граждан. «Может, определить активы на округах, волонтеров, которые будут готовы проводить обучение и разъяснение среди граждан», – рассуждает Тимур Хисматуллин. «Тем более этот опыт уже имеется – Советы многоквартирных домов, ТСЖ, где есть люди, на которых можно рассчитывать», – соглашается с коллегой Игорь Морозов.

Программу продолжит ЧС

Говоря о развитии технических элементов системы, представители органов ГО и ЧС продолжают отстаивать точку зрения, что упор должен быть сделан не на мобильные сети, а на радио и телевизионный эфир. «Даже с учетом технологий XXI, века пока живой человек с экрана телевизора не расскажет, как поступить людям в той или иной ситуации, информация не будет воспринята», – уверен Михаил Бегун.

«Не все операторы мобильной связи имеют возможность массовой рассылки sms-сообщений: это очень дорогостоящее оборудование, к тому же сотовым компаниям не совсем понятны правовые основы этих действий», – сообщил членам рабочей группы заведующий лабораторией НИИ АЭМ ТУСУР Сергей Боков.

К слову, представитель вуза рассказал, что эффективной может быть система оповещения, встроенная в сети кабельного телевидения, к которому сегодня подключены все многоквартирные дома областного центра. Приобретение специальных блоков обойдется всего в 970 тыс. рублей. А создание более комплексной системы, которая охватит 100% телезрителей, будет стоить бюджету 16 млн. рублей.

Члены рабочей группы сошлись во мнении, что не стоит принимать поспешных решений. Во-первых, еще не готова проектно-сметная документация, которая определит более точные параметры этой системы. Во-вторых, сейчас запускается проект объединенного функционирования всех оперативных служб и создания call-центра по телефону 112 – единого для полиции, пожарной охраны, скорой медицинской помощи и муниципальных диспетчерских служб. Прототипом этого call-центра является американская служба 911. Не исключено, что систему оповещения населения о ЧС удастся интегрировать в создаваемую службу и сэкономить бюджетные деньги.

Впрочем, уже сейчас понятно, что областному центру потребуется формирование сети передатчиков и ретрансляторов. В условиях плотной городской застройки монтаж вышек придется осуществлять на крышах многоэтажных домов. Работу с населением по установке этого оборудования, по мнению депутата Игоря Морозова, надо начинать уже в ближайшее время. «Узкое место этого проекта – это получение разрешения от собственников дома и сохранность оборудования, – говорит Игорь Морозов. – Надо спланировать работу с населением, проводить разъяснения, убедить людей в том, что все делается для их же блага, для их же безопасности».