Проверка единой системы оповещения о чрезвычайных ситуациях прошла недавно в Томской области. Прошла не очень успешно, выявив целый ряд проблем технического и организационного характера. Не откладывая дело в долгий ящик, на эту ситуацию среагировали депутаты Думы города Томска: уже на следующий день состоялось заседание думской комиссии по общественной безопасности, которую возглавляет Игорь Морозов. Народные избранники обсудили решение проблемы на муниципальном уровне.
Итак, проверка системы оповещения хоть и прошла, но сама система ее не прошла. Например, из 96 сирен не сработали 27, а еще 10 сирен, как выяснилось, вообще отсутствуют по тем адресам, где должны находиться. То есть свыше 1/3 всех вещательных устройств либо не значатся в наличии, либо просто не функционируют.
Справедливости ради надо сказать, что инфраструктура ГО и ЧС в последнее время явно ветшала. И речь идет не только и даже не столько о сиренах. Многочисленные бомбоубежища либо разрушены и завалены грудой мусора, либо переведены в коммерческие объекты. С одной стороны, это неудивительно: в свое время близость Томска к атомному гиганту и иллюзия начала Третьей мировой войны диктовали необходимость создания бомбоубежищ. Сейчас никто всерьез не воспринимает внешнюю угрозу, поэтому и нужды в такой инфраструктуре, казалось бы, нет. Но с другой стороны, события на севере Краснодарского края показали, что угроза не всегда исходит от человека, иногда природа может нанести куда больший вред.
Собственно, результаты стихийного бедствия в Крымске и Геленджике и стали поводом к проверке областной системы оповещения о чрезвычайных ситуациях. И хорошо, что повод был формальным, в противном случае последствия плохой работы системы могли быть необратимыми.
Как пояснил городским депутатам руководитель оперативной дежурной службы города Томска Николай Савотин, у областного центра нет собственной системы оповещения о ЧС. Городская система интегрирована в областную. «Формирование областной системы обойдется бюджету в 5000 млн. рублей, следовательно стоимость городской составит примерно половину от этой суммы», – проинформировал депутатов Николай Савотин.
Казалось бы, на этом вопрос должен быть исчерпан, поскольку у муниципальной власти нет прямого влияния на решения, принимаемые на региональном уровне, а создание собственной системы оповещения для бюджета с предельно допустимым долгом – неподъемное «удовольствие». Однако вопрос безопасности граждан – это прерогатива муниципалитета, а потому и забота, ответственность в полной мере лежат на городской власти.
По словам заместителя начальника ГУ МЧС России по Томской области Михаила Бегуна, вопрос информирования населения о чрезвычайных ситуациях стал актуален задолго до проверки системы – с начала задымления, вызванного лесными пожарами. «Опыт показывает, что сирена – не панацея: обязательно найдутся те, кто не слышал, или слышал, да не знает, что делать дальше», – считает Михаил Бегун.
Прежде чем в зале заседаний Думы города Томска началось обсуждение возможных путей решения проблемы, в стоимости проекта создания городской системы оповещения усомнился спикер парламента Сергей Ильиных, принявший участие в работе комиссии. «Давайте, объявим конкурс на разработку проектно-сметной документации, и нам миллиард нарисуют, но потом, при проверке, выяснится, что где-нибудь не работает аккумулятор, – уверен Сергей Ильиных. – Вы же технари, вы и правда думаете, что эта система стоит 500 млн.?».
Ряд решений этой проблемы созрел уже в ходе дискуссии. При сегодняшнем развитии сферы информационно-коммуникационных технологий сбрасывать ее со счетов нельзя. Автоматический обзвон квартир томичей (договориться об этом можно с местным филиалом «Ростелекома»), система SMS-оповещения (по оценкам специалистов, она достигнет 90% населения города), использование каналов кабельного телевидения (а не только эфирного, для «перехвата» которых МЧС имеет право и технические возможности), применение уличных громкоговорителей (в городе их 45 штук), привлечение бригад скорой помощи и полиции (41 и 42 соответственно). Все эти возможности у власти есть, необходимо только разработать нормативно-правовую базу и договориться с остальными участниками процесса о совместных действиях.
Эта тема впервые была поднята в стенах городской думы, поэтому готового решения у депутатов пока еще нет. По мнению народных избранников, есть смысл обратиться в вышестоящие бюджеты за финансовой поддержкой при формировании собственной, если не системы, то стратегии, алгоритма действий в случае ЧС.
Председатель думской комиссии по общественной безопасности Игорь Морозов убежден: формировать отдельную городскую систему оповещения о ЧС не стоит. «В городе уже существует подобная система, которая является частью системы региональной, и речь должна идти о том, чтобы у муниципалитета была возможность использовать этот ресурс без участия области, – считает Игорь Морозов. – Иногда эта система необходима даже не в рамках города, а отдельного микрорайона, который, допустим попадает в зону подтопления. В то же время потратить бюджетные средства целесообразно только на то, чтобы дополнить эту систему там, где ее не существует, – например, в новых микрорайонах или в пределах территорий, где раньше располагались промышленные предприятия, а теперь – торговые центры».
Вернуться к обсуждению этой проблемы депутаты намерены уже на ближайшем Собрании Думы города Томска.