Покой нам только снится или Один вечер, проведенный в составе патрульного экипажа ГПБ «Айсберг»

Оперативные дежурные Группы предприятий безопасности «Айсберг» говорят, что простых смен не бывает. Растет количество объектов, ситуация на которых отслеживается мобильными экипажами в течение всей смены, увеличивается количество соглашений с жилищными организациями, следовательно, больше становится обращений населения в дежурную часть ЧОПа, да и жаркая погода добавила охранникам работы: молодежь то распивает пиво на детской площадке, то импровизированную дискотеку устроит посреди ночи под окнами жилой многоэтажки.

И летом, и зимой скучать не приходится
– На смене скучно никогда не бывает, – говорит водитель-охранник «Айсберга» Дмитрий Ахмедов, сворачивая от здания отдела полиции и заступая на вечернее дежурство на Каштаке. – Пять месяцев здесь работаю, и постоянно что-то происходит. Сейчас жители Каштака уже убедились в том, что наше предприятие реагирует на каждый вызов, и звонят в «дежурку» по любому поводу. А ведь поводы бывают несущественными: например, какой-нибудь бабушке не нравится, что на лавке под ее окном сидит влюбленная парочка. Молодые люди не пьют, не курят, не нарушают тишину, но бабушке они все равно не нравятся. Бывают поводы не по нашей части – например, соседи с верхнего этажа заливают. Мы приезжаем на любой вызов и разбираемся на месте.

Маневрирование по улицам Каштака дается Дмитрию Ахмедову непросто: реконструкция дорожной развязки в районе 4-й поликлиники всем автомобилистам добавила проблем. Но для патрульной машины, которая априори должна быть оперативной, потому что стремится на помощь людям, оказавшимся в беде, дорожные работы – проблема вдвойне.

Хорошо, что самая «горячая» для охранников пора начинается на Каштаке после 23.00, тогда пробки на дорогах рассасываются, и экипаж охранного предприятия может более оперативно реагировать на вызовы.

– Конечно, жара добавила нам работы, – говорит оперативный дежурный «Айсберга» Александр Звездун. – По вечерам, а в выходные дни – круглосуточно, пьяные шатаются. Хотя с наступлением зимы мы расслабиться тоже не можем, потому что эти же компании начинают собираться в подъездах, там же начинают греться бомжи. В общем, вызовов меньше не становится.

– Вспомните самый серьезный случай, который произошел во время вашего дежурства на Каштаке, – обращаюсь я к оперативному дежурному.

С минуту подумав, Александр Звездун начинает рассказывать о событиях годичной давности: около 07.00 в дежурную часть «Айсберга» поступило сообщение о том, что мужчина 35 лет разнес в своей квартире всю мебель, побил стекла. Его подруга, оказавшаяся здесь же, закрылась на балконе и в страхе ожидает своей участи…

Помощь пришла вовремя

На этом Александр Звездун замолчал, а Дмитрий Ахмедов вдавил педаль тормоза служебной «семерки», которая в этот момент двигалась в районе Афганского центра. Внимание частных охранников привлекло скопление народа прямо на проезжей части и шлейф крови, тянущийся на несколько метров.

На дороге лежал мужчина лет 30, по пояс обнаженный, его левая нога, руки, шея, лицо были обильно испачканы кровью. Дмитрий Ахмедов по рации связался с дежурной частью «Айсберга», сообщил о случившемся и попросил сделать звонок в скорую помощь. Александр Звездун уже оказывал потерпевшему первую медицинскую помощь.

Вначале казалось, что мужчину сбила машина, которая скрылась с места происшествия, но эта версия не подтвердилась: очевидцы рассказали, что неподалеку видели троих парней – тоже перепачканных кровью и явно находившихся в состоянии наркотического опьянения. К слову, у пострадавшего на левой руке также имелись следы от уколов, а кровь он потерял не из-за удара автомобиля, а из-за резаной раны левой ноги, которая была видна невооруженным взглядом.

Оказание первой медицинской помощи осложнялось тем, что пострадавший, видимо, находился под воздействием наркотиков, а потому нашатырный спирт на него почти не действовал. И все же охранникам вместе с другими гражданами удалось привести парня в чувства и передать бригаде скорой помощи, которая появилась на месте происшествия буквально через несколько минут.

Мимо чужой беды не проедут

– И как часто приходится оказывать первую медицинскую помощь, – спросил я у охранников.

– Бывает, – сказал Александр Звездун, умывая из пластиковой бутылки руки, по локоть испачканные кровью. – В основном тоже приходится помогать наркоманам, чтобы не замерзли.

– Наркоманы – это те, кто доставляет нам больше всего хлопот, да и не только нам – всем нормальным людям, – рассказывает Дмитрий Ахмедов. – Недавно был вызов на проспект Мира, 46: ранним утром наркоман вытоптал во дворе дома всю клумбу. Видимо, что-то искал, может, хотел машину вскрыть. Ничего запрещенного у него при себе не оказалось, только таблетки аспирина. Может, успел выкинуть наркотик, а может, еще не успел купить. Он был в нормальном состоянии – привлечь его по какой-либо статье невозможно. Пришлось отпустить под честное слово – пообещал лично восстановить испорченную клумбу…

В это время экипаж «Айсберга» прочесывал соседние с Афганским центром дворы, надеясь задержать тех, кто порезал парня. Но сделать это не так просто: все внутриквартальные проезды плотно заставлены машинами, а потому экипажу приходится передвигаться очень медленно. А в этот раз, как назло, дорогу и вовсе перегородила «ГАЗель», в которую местные жители грузили домашнюю утварь. И никакие взывания охранников к совести водителя не дали результата: машину он не сдвинул ни на метр. Несколько минут простояли в ожидании сотрудники «Айсберга» и экипаж полиции, прибывший по этому же делу, прежде чем смогли продолжить поиски. Впрочем, они были уже напрасны.

– Мы стараемся помогать всем людям, оказавшимся в беде, даже если в этом нет никакого криминала, – говорит Александр Звездун. – Недавно по улице Смирнова, 40 увидели дедушку лет 85, вся грудь в орденах и с кружкой в руке. Куда идет, где живет, как здесь оказался – сказать не может. Посадили в машину, привезли в отдел полиции, где он назвал свою фамилию. Посмотрели по базе данных, а он аж с Мюнниха, 7. Приехали туда, я поднялся вместе с ним, а дверь в квартиру открыта, он просто вышел с кружкой и дошел до Смирнова. Дедушка к себе домой заходит и говорит: «Квартира не моя». А там больше нет никого. Хорошо, что документы лежат, я по фотографии посмотрел – его эта квартира, просто уже старческое что-то…

Провокации не пройдут

– Так чем же закончилась та история годичной давности, – спрашиваю я охранников.

– Приехали мы на вызов, а там уже полиция и скорая – стоят и не знают, что делать. Дверь в квартиру открыта, внутри носится мужчина – совершенно голый и весь в крови, он ведь руками стеклопакет разбил. Я вызвал еще один экипаж, вместе с сотрудниками полиции мы его скрутили и передали бригаде врачей из психиатрической больницы. Что с парнем случилось, – непонятно, но дома у него стоял кальян, а на фольге был рассыпан белый порошок…

Пока к экипажу «Айсберга» не поступает вызовов, мобильная группа совершает объезд территории: коммерческие объекты, находящиеся под охраной, дворы жилых домов, гаражные массивы, детские садики. Всего «Айсберг» охраняет 10 детсадов на Каштаке, а с началом учебного года к этим образовательным учреждениям добавятся еще и 7 школ. Территории учебных заведений очень привлекательны для гуляющей молодежи, ведь там, вдали от посторонних глаз, можно удобно разместиться, выпить, закусить. Поэтому детсады и школы традиционно на особом внимании у сотрудников «Айсберга».

– Я всю жизнь живу на Каштаке, – говорит Дмитрий Ахмедов, – и никогда этот микрорайон не был спокойным. Здесь и сейчас нередко случаются драки, особенно, возле кафе.

– У Каштака есть свои неспокойные кварталы: улицы 79-й Гвардейской дивизии, Карла Ильмера, Говорова, – продолжает Александр Звездун. – Некоторые нарушители спокойствия адекватно реагируют на наши замечания, сразу расходятся, другие начинают «гнуть пальцы»: «Да кто вы такие, мы полицию не боимся, а вас – тем более». С таким контингентом приходится сложнее: или вызываем подкрепление, или сообщаем в полицию. Но в целом люди уже привыкли к тому, что мы круглосуточно здесь дежурим: и обращаются к нам за помощью, и реагировать на наши замечания начинают адекватно.

Осложняет работу частных охранников то, что у них нет соответствующих полномочий, и производить то же доставление задержанного может только полиция. Многие из нарушителей порядка это знают и начинают провоцировать сотрудников «Айсберга». Впрочем, в составе мобильных экипажей работают люди, подготовленные к таким случаям не только физически, но и морально-психологически. А потому проблемные случаи все равно решаются в пользу закона и порядка.