Игра в одни ворота или От кого отгородился 20-й лицей

К некоторым домам по улицам Говорова и Карла Ильмера проехать можно только в том случае, если точно знать, – на каком перекрестке свернуть и через какой двор проскочить. Логике маршрут до нескольких многоэтажек, детского сада №100 и офиса Сбербанка не поддается никакой, а улочки и проезды здесь запутаны так, как в Медине любого арабского города. Уже несколько месяцев выход из этого лабиринта стал еще сложнее для местного населения: если раньше каждый житель мог выбрать дорогу для выезда на центральные улицы микрорайона, то с 14 мая этого выбора нет – выезд с жилого квартала один. Второй загорожен закрытыми на амбарный замок воротами, установленными на территории профессионального лицея №20.

Отрезаны от «большой земли»

Каштак всегда был и остается сегодня одним из самых густонаселенных микрорайонов города, а потому выехать здесь с второстепенной дороги на главную в час-пик не так-то просто. Попасть на дорогу второстепенную с внутриквартального проезда сложнее вдвойне. Вот и выезд на улицу Говорова в районе дома по Карла Ильмера №2, под знак «Уступи дорогу» каждое буднее утро превращается для местных автомобилистов в ожидание «зеленого коридора». Кстати, в очередь за «местными» потом встают и те, кто только что привез в детский сад своих детей. Вереница самых разных автомобилей проводит в этом месте, пожалуй, столько же времени, сколько поток транспорта, остановившийся перед закрытым железнодорожным переездом.

Вот только роль шлагбаума здесь выполняют ворота, установленные в границах учебного заведения – Томского профессионального лицея №20. Как так получилось, что территория образовательного учреждения прошла по дороге – априори месту общего пользования, – разбираться бессмысленно. Люди, живущие в этом квартале, хотят разобраться в другом. Во-первых, в том, как им теперь хотя бы с относительным комфортом добираться до работы. Во-вторых, как к ним теперь хотя бы с той же относительной оперативностью будут добираться автомобили оперативных служб – скорой помощи, полиции, пожарной охраны. А в идеале – такси, гости, экспресс-почта, доставка пиццы…

Чтобы найти пути решения этой проблемы, а точнее – оптимальный путь из околотка Говорова – Карла Ильмера, депутат Думы города Томска Игорь Морозов инициировал общественные слушания, прошедшие недавно во дворе жилых домов, в непосредственной близости от установленных лицеем ворот. Участие в этом мероприятии приняло несколько десятков местных жителей (и те, у кого есть машины, и те, у кого их нет), представители администрации Ленинского района и сам депутат.

Был проезд, стала калитка

Итак, по одну сторону ворот в тот вечер было очень шумно – люди действительно возмущены тем, что с мнением доброй тысячи человек, живущих в этом квартале, решили не считаться. По другую сторону ограждения было тихо: тупиковая улица, ведущая вдоль 20-го лицея, давно уже не отличается многолюдностью. Тишину летнего вечера, царящую по ту сторону ворот, изредка нарушал лишь рев мотора учебной «Лады Приоры» – при образовательном учреждении действует автошкола, чей автодром расположился здесь же – под окнами многоэтажек.

«История с ограждением дороги возле 20-го лицея тянется уже не первый год, – рассказывает депутат Думы города Томска Игорь Морозов. – Руководство учреждения делало уже несколько попыток загородить внутриквартальный проезд. А эти ворота появились здесь 14 мая – как раз в день моей традиционной встречи с жителями Каштака, которая проходила по соседству, в Березовой роще».

Усугубляют ситуацию, а точнее – реакцию на нее со стороны местного населения, первые шаги, которые были предприняты представителями районной администрации, чтобы не допустить развития конфликта. Пока еще не улеглись страсти вокруг установки ворот, администрация Ленинского района провела встречу с местными жителями, итогом которой стало обращение к руководству города с просьбой демонтировать ограждение и освободить для людей проезд. После ряда проверок и предписаний администрация лицея предоставила жителям не проезд, а проход через свою территорию. Получилось, что разница в три буквы исказила и суть проблемы, и пути ее решения, обострив отношения жителей квартала с районной администрацией.

Дорога жизни

Но разделили ворота не только администрацию лицея с местным населением: черная кошка пробежала и между жителями. Ведь одни ратуют за перекрытые проезды, уповая на то, что, когда дворы сквозные, страшно за детей, которые в любую минуту могут оказаться под колесами автомобиля. Поэтому подписи, которые начали собирать за открытие проезда, спешили ставить не все пришедшие на общественные слушания.

– У меня нет машины, я не буду расписываться, – пояснил свою позицию пожилой мужчина.

– А здоровье у вас есть? – Обратился к нему другой участник встречи. – Как скорая помощь найдет ваш адрес и как доберется она до вас, если на единственной дороге вдруг произойдет ДТП?

Безопасность проживания в этом квартале и стала лейтмотивом общественных слушаний. Машина в нашем обществе по-прежнему воспринимается как роскошь, а не как средство передвижения, поэтому права автомобилиста на комфортную дорогу на работу многими не воспринимаются. А вот вопрос, что называется, жизни и смерти – не повод для торга. Как считает депутат Игорь Морозов, вероятнее всего, ворота были установлены администрацией лицея не для того, чтобы испортить жизнь местному населению, а во исполнение федерального законодательства в области антитеррористической защищенности. Оно с недавних пор предписывает всем учебным учреждениям установить ограждение по периметру.

Впрочем, жители окрестных домов парируют этот довод администрации лицея, опять-таки ссылаясь на вопросы безопасности. А что если беда случится не в учебных аудиториях лицея, а во дворах жилых домов? Как тогда доберутся сюда оперативные службы?

– Чаша весов здесь явно не в пользу лицея, – считают одни местные жители.

– Да лицею вообще эти ворота нужны только для того, чтобы разгрузить проезд с собственного автодрома, чтобы учебным машинам было удобно выезжать на улицу, – уверены другие жители Каштака. – И надо еще проверить, законно ли расположение автодрома в жилой зоне.

Люди выбрали свой путь

Представители лицея на общественных слушаниях не присутствовали и точку зрения по наболевшему для своих соседей вопросу не высказали. Однако и так понятно, что проблема транспортной доступности для жителей этого квартала не потеряет своей остроты теперь уже никогда вне зависимости от того, останутся ли эти ворота или будут демонтированы. К слову, в такой исход конфликта мало кто верит.

«Ворота установлены на совершенно законном основании, – поясняет городской депутат Игорь Морозов. – И возникшая проблема стала поводом к тому, чтобы на уровне муниципалитета решить вопрос со строительством дороги к жилым домам и детскому саду. Кроме того, необходимо иначе организовать движение по существующему проезду, который стал теперь единственным к этому кварталу, – запретить вдоль него стоянку автотранспорта».

О серьезности намерений жителей идти до конца в отстаивании своей позиции свидетельствует тот факт, что в ходе общественных слушаний было собрано несколько десятков подписей. И это еще не все: наиболее инициативные и активные предлагали лично пройтись по квартирам и собрать подписи своих соседей, которые не смогли участвовать во встрече, но разделяют прозвучавшую позицию. Вооружившись этими подписями, Игорь Морозов намерен обратиться к мэру Томска, поскольку разделяет общее мнение: у жителей этого квартала должен быть проезд, а не проход. Заодно депутат пообещал разобраться с законностью автодрома при 20-м лицее и прочими жалобами, поступающими от местных жителей на это учебное заведение.

P.S.

Жителям Каштака в последние годы, прямо скажем, не очень везет на транспортную доступность. Масштабные работы, ведущиеся в районе 4-й поликлиники, на улицах Яковлева и Дальне-Ключевской, не раз заставляли местное население искать новые маршруты следования на работу и домой. Впрочем, никто на эти неудобства не жаловался: люди на Каштаке живут умные и понимают, что реконструкция дорожной сети – самая глобальная за всю 400-летнюю историю Томска, – делается для их же блага. Местные жители видят, сколько усилий прилагается для того, чтобы разгрузить городские автомагистрали, эффективно перераспределить транспортные потоки, и готовы ждать окончания этих работ, терпеть связанный с ними дискомфорт. Ради чего они должны терпеть неудобства, которые появились вместе с воротами возле 20-го лицея, люди не понимают.